События фильма «Любовь Советского Союза» развиваются в 1930-е годы.
Это время перемен: строятся новые заводы и фабрики, активно осваивается Арктика, рабочие по всей стране стремятся побить рекорд шахтера Стаханова.
Годы голода и разрухи позади, во всяком случае в Москве — здесь принят новый градостроительный план, одна за другой запускаются станции метро, в магазинах появляется шампанское. Горожанки пользуются косметикой и следят за модой, мужчины ходят в парикмахерские, чтобы побриться с горячим компрессом и одеколоном.
На экраны выходит первый звуковой фильм («Путевка в жизнь», 1931 г.) и первый цветной фильм («Груня Корнакова», 1936 г.). Первая музыкальная комедия «Веселые ребята» с Любовью Орловой в главной роли в 1934 году мгновенно завоевывает популярность.
Походы в кинотеатр становятся любимым развлечением горожан, а актеры и актрисы — супер-звездами.
Действие фильма «Любовь Советского Союза» происходит по большей части в Москве 1930-х годов. Столица сама по себе — это потрясающая локация для съемок, но Москва тех лет, она совершенно особенная. Авангардная, конструктивистская, легкая. Когда еще не пришло время тяжелого послевоенного ампира.
В «Любви Советского Союза» мы показываем Москву влюбленными глазами. Собственно, многие объекты из тех 30-х годов сохранились и блестяще отреставрированы. Они послужили нам съемочной площадкой: Северный Речной вокзал, павильоны ВДНХ и другие
генеральный директор Первого канала, продюсер фильма
Чтобы передать атмосферу
времени, в фильме буквально
оживили знаменитую картину
Юрия Пименова «Новая
Москва», написанную в 1937
году (постоянно экспонируется
в Третьяковской галерее на Крымском валу).
Архитектурный авангард, или, как его еще называют — конструктивизм, это уникальное художественное явление 1920‑х, получившие впоследствии признание во всем мире. Основные его черты — это отказ от декоративных элементов, максимальное внимание функциональности и практичности построек, четкая геометрия, понятная композиция, неброские цвета. В этом стиле возводились общественные здания, общежития и дома-коммуны.
На смену конструктивизму в 1930‑х приходит стиль ар-деко. Основные его черты — симметрия, ступенчатые формы, строгие геометрические элементы, этнические узоры, насыщенные цвета и демонстративная роскошь. В строительстве широко применяются стекло и алюминий, а крыши украшают шпилями и башнями.
На постере фильма «Любовь Советского Союза» изображено здание Наркомата обороны — яркий образец ар-деко. Его фасады облицованы светлым камнем и украшены изящными декоративными элементами: рельефными изображениями самолетов и советскими символами (серп и молот на фоне колосьев). На центральной четырехугольной башне со всех сторон изображены пятиконечные звезды.
Однако, как и конструктивизм, ар-деко не получил в Москве широкого распространения — им на смену пришел монументальный сталинский ампир, символизировавший становление империи и триумф Советского строя.
Северный речной вокзал Москвы — яркий пример этого стиля. Здание украшено арками с фарфоровыми панно, а архитекторы, работавшие над проектом, черпали вдохновение в мотивах Дворца дожей в Венеции. Это видно в галерее первого этажа, состоящей из 150 колонн.
Театр Советской армии (сейчас это Центральный академический театр Российской Армии) — пример архитектуры сталинского ампира. Театр построен в форме звезды — символа Красной Армии. Интерьеры здания украшены скульптурами и мозаиками, посвященными военной тематике. Театр вмещает более 1500 зрителей, а сцена — одна из самых больших в Европе. Строительство началось в 1934 году и продолжалось до 1940 года.
Менялся не только архитектурный облик Москвы, но и стиль одежды горожан. На смену практичной и функциональной одежде 20-х, где не признавалось ничего лишнего и вычурного, пришли длинные струящиеся платья со слегка завышенной талией, рукавами-фонариками и маленькими воротничками. Особенно популярны были платья и блузки в горошек и однотонные наряды, а также жакеты с узкими юбками.
Городские модницы предпочитали носить изящные шляпки и аккуратные сумочки. Даже женщины-летчицы, директора заводов и ударницы социалистического труда в этот период одеты в женственные платья, а не военную или форменную одежду.
Образы актрис советского кино оказывали влияние на моду.
Например, Любовь Орлова была настоящей иконой стиля, которой подражали женщины всего Советского Союза. Она была похожа на голливудскую диву Марлен Дитрих — платиновые локоны, красная помада, дугообразные брови, брючные костюмы.
На фотографии: Владлен Давыдов, Любовь Орлова и Михаил Названов,
съемки фильма «Встреча на Эльбе» в 1958 году © РИА Новости
В 1930-е годы меняется и рацион советских граждан — отменяют продуктовые карточки, появляются «продовольственные продукты фабричного производства для приготовления в домашних условиях», сосиски, консервированный зеленый горошек, пломбир, шампанское, томатный сок и знаменитая сгущенка с бело-голубой этикеткой.
Все эти изменения произошли благодаря наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну, который привез в Советский Союз идеи и технологии производства новых продуктов питания из США. В 1939 году по инициативе Микояна вышла «Книга о вкусной и здоровой пище», ставшая настоящей библией для домохозяек по всей стране.
Авторы подробно описывали, как приготовить вкусные и питательные блюда из доступных и недорогих продуктов. Рецепты сопровождались советами по правильному питанию.
«Книга о вкусной и здоровой пище» стала не просто сборником рецептов, но и важным элементом пропаганды советского образа жизни. Не даром ее многократно переиздавали огромными тиражами.
Эпоха, в которой разворачивается первая часть фильма «Любовь Советского Союза», была относительно благополучной — миновали ужасы Гражданской войны, еще не разразилась Вторая Мировая. Но и эта недолгая передышка, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», была наполнена не только радостными событиями. Страх перед арестами, расправы над «врагами народа», подозрительность, доносы, крах карьеры — все эти тени эпохи тоже часть истории героев фильма.
Вторая часть картины — это любовь на фоне войны. «Жди меня, и я вернусь» — рефрен фильма. Герои, разделены долгом перед страной, сотнями тысяч километров, опасностью смерти.
Но все же главная героиня фильма — любовь — побеждает чудовищные обстоятельства, какими бы тяжелыми они ни были.